Я познакомился с теорией Фрейда на старших курсах медицинского института, но мы, как говорится, не поняли друг друга. Меня не удовлетворяла предложенная Фрейдом версия «устройства» человеческой души. Учение о бессознательном, в основу которого положен один-единственный инстинкт - половой, казалось, по меньшей мере незавершенным. А как же остальные? Почему им не нашлось места в выстроенной Фрейдом системе?
Может быть, в половом инстинкте есть что-то особенное, благодаря чему он как бы «затмевает» все другие, становясь действительно «основным»? Чтобы лучше разобраться в этом, я прошел курс сексопатологии, некоторое время практиковал по этой специальности, но так и не обнаружил единства между психоанализом и клинической сексопатологией. И все-таки я благодарен Фрейду. Его исследования сферы подсознания, бессознательности и детской сексуальности вдохновили на изучение инстинктов.
Более 20 лет я вынашивал собственную концепцию, и, наконец, в ходе совместных наблюдений с доцентом кафедры психиатрии и наркологии факультета усовершенствования врачей ММСИ имени Н. А. Семашко Сергеем Алексеевичем Овсянниковым мы сформулировали оригинальный метод ис¬следования биологической матрицы человека - по сути дела открыли ФОРМУЛУ ИНСТИНКТОВ ЧЕЛОВЕКА.
Это похоже на тестирование. В опросный лист занесены все 5 присущих человеку инстинктов: познавательный, сексуальный, пищевой, материнский (отцовский) и самосохранения. Вам предлагается выбрать одну из шести (от 0 до 5) возможных формулировок по каждому инстинкту, соответствующую его силе. Например, сама мысль о еде вам про-тивна, значит, выраженность пищевого инстинкта равна нулю. Если вы испытываете постоянное чувство голода, помноженное на неистребимые мысли о еде, сила пищевого инстинкта приравнивается к 5 баллам. Вы можете пожертвовать собой ради науки или быть абсолютно равнодушным к знаниям, не замечать противоположный пол или преследовать его с настойчивостью Мессалины и Казановы, приходить в ужас при мысли о том, чтобы завести детей, или считать продолжение рода единственным смыслом жизни, ни на йоту не дорожить собственным существованием или всецело посвятить себя заботам о себе самом - в формуле инстинк¬тов найдется место для каждого из нас, какими бы разными мы ни были.
Но истина, как всегда, лежит посередине, норма - 3 балла по всем показателям. В этом случае инстинкты не «забивают» друг друга, а взаимодействуют. Как? Предположим, все они находятся в состоянии динамического равновесия. Такое положение вещей не может продолжаться долго. Рано или поздно разлад в их «гармонию» внесет, например, элементарный голод в виде гипогликемии - снижения уровня сахара в крови, вызывающего напряжение в организме. Пищевой инстинкт возобладает. На это моментально отреагирует мозг (его работа напрямую зависит от «подвоза» глюкозы): включится познавательный инстинкт, стоящий на иерархической лестнице выше прочих «собратьев». Он и решит, что делать: немедленно заняться поиском пищи или отсрочить трапезу еще на некоторое время. Так или иначе гармония будет восстановлена.
Если же налицо «перевес» одного из инстинктов, в том числе и полового, взятого Фрейдом за основу его концепции душевного устройства человека, речь идет никак не о норме, а о дисгармонии инстинктов в структуре личности. Она встречается при психопатическом складе, психических состояниях, требующих специальной коррекции. Выходит, Фрейд был далеко не во всем прав!
А если так, не стоит прятаться от сомнений в тени его авторитета. На мой взгляд, сегодня возникла необходимость в рождении новой науки - клинической инстинктологии, появлении новых специалистов - биотера¬певтов, биопсихиатров или биопсихотерапевтов. Психоанализ Фрейда и все пациенты от этого только выиграют.
Интервью с А.К. Абиевым Журнал Здоровье №1 1998 год
|